Сезанн, Гоген и Сера
Warning: Trying to access array offset on false in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on false in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 91
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 91
Warning: Trying to access array offset on false in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 92
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 92
Термин «Постимпрессионизм» ввел в обиход английский художественный критик Роджер Фрай (1866-1934). Давайте поговорим о трех художниках, которые стояли у истоков данного течения: Жорж Сера, Поль Гоген и Поль Сезанн.
Жорж Сера(1859-1891)

Жорж-Пьер Сёра́ — сын богатых родителей, ему не приходилось зарабатывать себе на жизнь, поэтому он имел возможность посвятить себя творчеству. Чтобы овладеть искусством передачи тонов, в начале пути он усердно работал в технике черно-белого рисунка и только после этого обратился уже к цвет.
Сера проповедовал оптический эффект смешения цветов, предпочитая смешиванию разных красок на палитре наложение на холст чистого цвета в виде множества отдельных точек несмешанных красок. Размеры цветовых точек тщательно просчитывались и менялись в зависимости от размеров картины и оптимального расстояния от зрителя, который видел не отдельные точки разных цветов, а сложные живые , более насыщенные цвета. Эта техника получила название пуантилизм (от слова “точка”), а ее классическим примером служит известное полотно “Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт” (1884-1886).

На этой картине изображен сюжет, который пользовался в этот период большой популярностью: модные парижане неспешно гуляют, отдыхают на траве, изображены гребцы. На самом деле этот остров выглядел не так аккуратно и чинно, как показывает Сера.
«Мозаика скуки» — так отозвался философ Эрнст Блох о полотне Сёра. Блох видел на полотне только «нищету воскресенья» и «ландшафт изображённого самоубийства».
Публицист Феликс Фенеон, напротив, считал полотно весёлым и жизнерадостным и отзывался о нём так: «воскресная разношерстная толпа… наслаждающаяся природой в разгар лета».
Когда картина была выставлена в 1886 году на 8-й выставке импрессионистов, разные литературные группы восприняли её в совершенно разных ключах: реалисты написали о ней как о воскресной гулянке парижского люда, а символисты в застывших силуэтах фигур услышали отзвуки шествий времен фараонов и даже панафинейские шествия. Всё это вызвало насмешку художника, который хотел всего лишь написать «веселую и яркую композицию с равновесием горизонталей и вертикалей, доминантами тёплых цветов и светлых тонов со светящимся белым пятном в центре».

Художник стремился в своих картинах достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии»
После того, как Сера исследовал свойство цвета он перешел к изучению линий. Он полагал, что определенные линии передают конкретные эмоции: загибающаяся вверх линия — счастье, опускающаяся вниз — грусть, а горизонтальные линии — безмятежный покой.
Наиболее известные картины:
- «Анжелика у скалы», 1878;
- «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884—1886;
- «Сена у Курбевуа», 1885;
- «Натурщицы», 1886—1888;
- «Порт-ан-Бессен, воскресенье», 1888;
- «Корабли в море», 1888;
- «Канкан», 1889—1890;
- «Пудрящаяся женщина», 1888—1890;
- «Берег Ба-Бютен, Онфлер», 1886;
- «Цирк» — одна из последних работ. 1890—1891.

Поль Гоген (1848-1903)
В отличие от безмятежного и методичного Сера, Поль Гоген, как и Ван Гог, верил, что живопись должна стремиться к отображению внутренних переживаний. Поиски более совершенного и гармоничного мира завели Гогена в дальние края и в абсолютно другую культурную среду. Возможно, любовь Гогена к яркости и экзотике сформировалась у него ещё в детстве, проведенным в Перу. Сначала его жизнь была достаточно заурядной: служба во флоте, работа на бирже, женитьба, пятеро детей. Но затем у Гогена появилось всепоглощающее увлечение — живопись. Занимаясь живописью, он уже не мог содержать семью и в 1886 году перебрался в колонию художников в Бретани, в небольшой город Понт-Авен. Его влекла примитивная, но яркая жизнь жителей.В своей картине “Видение после церковной службы “ он пытался передать мир добрых и злых духов. Он порвал с импрессионизмом, отказался от присущей этому стилю техники мазка и стал накладывать краски н а холст широкими и размашистыми пятнами. Любовь Гогена к примитивному искусству увлекла его в странствия. Последние 12 лет своей он жил на Таити и Маркизских островах. Острова южных морей служили для художника источником вдохновения. Одной из отличительных черт его картин этого периода является использование плоских, застывших композиций, скорее всего , навеянных искусством Древнего Египта.
Картина “Женщина с цветком” (1891). Уехав на Таити, Гоген хотел “погрузиться в нетронутую природу и творить простое, очень простое искусство”. Пребывание на Таити оказалось очень плодотворным и заметно повлияло на творчество Гогена.
Наиболее известные работы:
- «Борьба Иакова с ангелом», 1888;
- «Портрет Ван Гога», 1888;
- «Желтый Христос», 1889;
- «Дух мертвых не дремлет», 1892;
- «Когда же замуж?», 1892;
- «Озорная шутка», 1892;
- «День божества», 1894;
- «Больше никогда», 1897;
- «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897–1898.
Поль Сезанн(1839-1906)
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе, как и Сера в богатой семье. В начале 60-х он поехал в Париж, где познакомился с импрессионизмом и пленэром. Пленэр — живопись на открытом воздухе, противоположность работы в мастерской. Поль Сезанн даже выставлял свои работы с импрессионистами, но так до конца и не принял их методы. Сезанн считал, что художник в первую очередь должен разобраться в геометрии видимого. Отсюда и характерный для него мазок — четкий, решительный и плотный.
В 1886 году после смерти отца, который оставил ему целое состояние, Сезанн вернулся в Экс, в родовое имение. Источником его вдохновения служит окружающая природа. Одну только гору Сент-Виктуар он пишет более 60 раз. Мотив горного пейзажа в родных краях долгие годы присутствовал в творчестве художника, вызывая у него , как он сам признавался “неодолимые чувства”.
Сезанн кропотливо разрабатывал каждую тему, подводя под свою живопись теоретические изыскания и выкладки, оказавшие впоследствии огромное влияние на последующие поколения художников. Например, изображение одного и того же предмета под разными углами существенно повлияло на Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Жозефа Фернана Анри Леже и других художников XX века.
Наиболее известные работы:
- «Букет цветов в голубой вазе», 1873—1875;
- «Мост через Марну в Кретее (Берега Марны)», 1888—1894;
- «Курильщик», 1890—1892;
- «Гора св. Виктории», 1897—1898.