Английское искусство XIX века
Warning: Trying to access array offset on false in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on false in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 91
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 91
Warning: Trying to access array offset on false in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 92
Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/u0981459/data/www/iskusstvoestetika.ru/wp-content/plugins/adsplacer/adsplacer.php on line 92
Англия, совершившая в начале XIX века промышленный переворот и подарившая миру великих писателей-реалистов Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея, в изобразительном искусстве остается страной мечтателей. “Открывают” век возвышенные романтики, во второй половине господствуют утонченные прерафаэлиты.
В “Заметках на полях” выдающийся английский романтик Уильям Тернер написал:
“Французы вернулись из ограбленном ими стран с массой великолепных произведений и все же смогли смотреть с холодным равнодушием на несравненную силу горящих красок Тициана, так как единственным их идолом является точность деталей”.

В словах художника выразилось характерное для английского романтизма стремление наполнить живописные полотна живым переживанием красоты мира сущего, а не вымышленного или скопированного с картин старых мастеров.
Другой мастер Джон Констебл ещё яснее определил устремления английской романтической живописи:
”В искусстве есть два пути, следуя которым может выдвинуться художник. Один путь — изучение совершенных творений других художников, подражание им; другой — поиски совершенства в первоначальном источнике красоты — в природе”.
Еще дальше по пути освобождения живописи от догм пошло “Братство прерафаэлитов”, возникшее в 1848 году. В своем манифесте прерафаэлиты объявляли войну всем условным академическим правилам, намереваясь писать с максимально возможной правдивостью. Идеал истинно одухотворенного искусства они видели в творчестве художников Средневековья и раннего возрождения (до Рафаэля) .
Английский пейзаж
В творчестве английских художников XIX века жанр пейзажной живописи приобретает несвойственные ему ранее черты субъективизма. Запечатленная на полотне и, безусловно, захватывающая сама по себе внимание живописца природа вместе с тем становится способом выражения его настроений , чувств, мироощущения. Крупнейшие английские пейзажисты Джон Констебл (1776-1837), Уильям Тернер (1775-1851) и Уильям Блейк (1757-1827) оказали значительное влияние на дальнейшее развитие этого жанра изобразительного искусства.
Одним из первых английских романтиков стал художник и поэт Уильям Блейк.
«Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли: надо, чтобы в нее поверили».
Характерной особенностью гравюр Блейка является расположение текста и рисунка на одной странице. Уильям разработал оригинальную технику так называемую “иллюмированной печати”: Текст и рисунок наносятся на медную доску, а оставшаяся чистыми места вытравливаются кислотой; а затем оттиски раскрашиваются от руки или печатаются в цвете. Пользуясь этой техникой, Блейк иллюстрировал, помимо прочего, и собственные поэтические сборники. Получив образование рисовальщика и гравера, он поступил в Королевскую академию в Лондоне, которую, однако, вскоре оставил из-за принципиальных расхождений с дирекцией академии во взглядах на изобразительное искусство. Следуя теории неоплатонизма, Блейк считал, что предпочтение следует отдавать рисунку, а цветовые , чувственные компоненты должны быть отвергнуты. В соответствии с этим он никогда не писал маслом, стремясь, чтобы его произведения напоминали о традиции средневековой миниатюры.
«Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно».
В 1796 году Джон Констебл приехал в Лондон, где посещал лекции в Королевской академии и копировал произведения Якоба Исаакса ван Рейсдала и Гаспара Дюге. Юношеские работы художника, обнаруживающие влияние Клода Лоррена, ранее упомянутого Рейсдала и Томаса Гейнсборо, представляют собой пейзажи с мрачным колоритом.
В начале XIX века живописец отправляется в путешествие по британским островам. Эта поездка помогла ему почувствовать красоту дикой природы, изысканную игру света, нежность цветов, разлитых в атмосфере. Констебл одним из первых начал писать этюды непосредственно с натуры на открытом воздухе. Палитра полотен художника светлеет, разнообразнее становится и гамма чувств, выражаемых живописцем с помощью цвета и фактуры. Однако, несмотря на растущую популярность Констебла-пейзажиста, стесненность средств заставляет его работать на заказ, выполняя многочисленные портреты. Подлинным успехом художника стала выставка его работ в парижском Салоне в 1824 году. Новаторские поиски художника оказали влияние на становление французской пейзажной живописи . К лучшим работам Констебла зрелого периода его творчества относятся “Флэтфордская мельница”, “Белая лошадь”, “Телега с сеном”, “ Прыгающая лошадь”.
“Телега с сеном” (1821) Констебла выражает мысль автора об одухотворенности природы:
“Все по-своему цветет, и на каждом шагу, куда бы я ни обращал взоры, мне слышатся возвышенные слова писания: “Я есмь Воскресение и Жизнь”.
В 1789 году Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер поступил в школу Королевской академии, учился у художников П. Сандби и Ф.Ж. де Лутербура, благодаря последнему художнику навсегда сохранил интерес к атмосферным эффектам и климатическим явлениям. Во время путешествия по Южному Уэльсу и на остров Уайт Тернер написал свои первые пейзажи на пленэре. Лишенные привычной для путевых впечатлений топографической точности, они наполнены лиризмом и живостью впечатления. В 1802 году художник посетил Париж, открыв для себя живопись Николы Пуссена и Клода Лоррена; влияние последнего прослеживается в серии его воображаемых пейзажей. Путешествие в Роттердам и на берега Рейна (1817) нашло отражение в цикле из 51 акварели. Особой вехой в творческом развитии живописца являлась его поездка в Италию (1818). Венеция, Рим, Неаполь стали постоянными темами его поэтических акварелей. Живописные поиски Тернера во многом опережали эпоху . Стремясь освободиться от от конкретного предмета изображения, он основное внимание уделял цвету (“Тени и мрак. Вечер потопа”, “Свет и цвет. На следующий день после потопа”).

“Братство прерафаэлитов”
Основанное в Лондоне в 1848 году “Братство прерафаэлитов” просуществовало всего 5 лет. Однако прерафаэлизм оказывал влияние на разных художников вплоть до 1890-х гг. Основателями братства стали три молодых ученика лондонской Королевской академии: Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес и Данте Габриел Россетти. Испытывая чувство неудовлетворенности не только современным искусством , но и социальной действительностью Викторианской эпохи, они увлеклись идеями христианского братства всех людей, попытались создать живопись одухотворенную, насыщенную глубоким содержанием. В поисках идеала прерафаэлиты обратились к изобразительному искусству Средневековья и Раннему Возрождению ( до Рафаэля); отсюда и название объединения. За сюжетами для своих полотен они обращались к старинным легендам, рыцарскому эпосу и творчеству Данте и Шекспира.
Главой прерафаэлитов стал художник, поэт и музыкант Данте Габриел Россетти (1828-1882). В семье Россетти царил культ Данте, в честь которого будущий живописец был назван. К творчеству великого поэта Возрождения он неоднократно обращался, иллюстрируя и переводя на английский язык его произведения. Россетти был выдающимся мастером портрета. Постоянными моделями ему служили рано умершая жена и супруга Уильяма Морриса. Однако Россетти не просто умел запечатлить прекрасные женские лица, он создал символические образы идеальной женственности, чувственной и одновременно мистически одухотворенной.
*Россетти — выдающийся портретист , о чем свидетельствует портрет Джейн Моррис, музы художника.
*Картина Россетти “Благовещение”(1849-1850) поражает соединением атмосферы эфемерности, нереальности, выраженной в цветовом решении, и почти натуралистически переданным чувством страха в облике Богоматери.
Уильям Холмен Хант (1827-1910) писал в основном проникнутые символизмом картины на религиозные сюжеты. Руководствуясь заветами критика Джона Рёскина, близкого к кругу прерафаэлитов, он стремился к крайне точности в передаче характерных особенностей. Чтобы сделать свои религиозные полотна более достоверными, художник совершал начиная с 1854 года несколько поездок в Палестину, изучая строение почвы, архитектуру, типы внешности палестинцев. Его произведения проработаны до мельчайших деталей, которые порой поглощают сам сюжет картины.
*О близости прерафаэлитов и романтиков свидетельствует картина Ханта “Канун святой Агнессы” (1848). Она является иллюстрацией к стихотворению знаменитого английского поэта-романтика Джон Китса.
Джон Эверетт Миллес (1826-1896) впервые обратил на себя внимание картиной “Иисус в родительском доме”, выставленной в 1850 г. и произведшей шум из-за усугубленной реалистичности деталей. Тщательность в воспроизведении подробностей пейзажа , быта, проработке деталей отличала и последующее творчество художника . Так, работа над картиной “Офелия”, он заставил натурщицу в течение 10 часов лежать одетой в ванне, наполненной водой.
* Темой картины Миллеса “Изабелла” (1849) послужила одна из средневековых историй , изложенных Боккаччо под названием “Изабелла, или горшок базилика”. Художник изобразил тот момент, когда во время трапезы братья Изабеллы догадались о ее любви к Лоренцо. Они убьют возлюбленного сестры, а ей солгут, чтобы скрыть убийство. Но, узнав правду, она выкопает тело Лоренцо, отрежет голову и сохранит ее в горшке с базиликом.
Ко второму поколению прерафаэлитов принадлежит живописец, график, создатель эскизов для ковров и витражей сэр Эдвард Коли Берн-Джонс(1833-1898). Изучая в Оксфорде теологию, Берн-Джонс сблизился с Уильямом Моррисом, будущим знаменитым художником, дизайнером, архитектором, романистом, познакомившим его со своим другом прерафаэлитов Россетти. Намеревающийся стать священником, Берн-Джонс под влиянием Россетти решил стать художником. В 1856 году вместе с Моррисом он основал вторую группу прерафаэлитов. После путешествия в Италию, его стиль стал более уникален. Эстетизированный и идеализированный реализм образов Берн-Джонса напоминает искусство Боттичелли. Своим графизмом и цветовыми решениями поздние работы художника предвосхищают стиль модерн. В молодости здоровье не позволяло Берн-Джонсу писать маслом, и первые его серьезные произведения представляли собой виртуозные и изысканные рисунки . “Прощание рыцаря”— воплощение излюбленной в Средние века и в творчестве прерафаэлитов темы куртуазной любви.
Уильям Моррис (1834-1896) начал свой творческий путь в архитектурном бюро, где увлекался готическим искусством. С 1856 г. он также активно занимается живописью . Не меньшее значение имеет деятельность Морриса, направленная на обновление находящегося под угрозой индустриализации ремесленного производства. С 1888 года он устраивал выставки предметов обихода, созданных по рисункам художников. Сам Моррис рисовал эскизы обоев, мебели, тканей, витражей.